«Победная Гармонь»
Сотрудники Промышленновского районного Историко-краеведческого музея изучая фонды, отметили роль гармони в войне на примере имеющейся коллекции.
В Промышленновском районном Историко-краеведческом музее бережно хранятся гармони участников Великой Отечественной войны: Липатникова Федора Константиновича, Рябоконь Ивана Ильича, Локтева Владимира Архиповича.
Каждая гармонь имеет свою историю, свой путь.
Гармонь и война. Каждый из нас сказал бы, что эти два понятия не сочетаются, но гармонь вместе с солдатамипрошагалапо всем дорогам войны, и в тылу ей не было цены.
Гармонь Липатникова Федора Константиновича выставлена в экспозиции Зала воинской славы «Солдатский привал».
Изучив воспоминания участников ВОВ, можно сказать, что гармонь – значимый инструмент и имеет большую ценность.
Из документальных источников есть сведения, что в конце 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа русских солдат, было отправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года более 60 000.
В тылу, в госпитале, в партизанском отряде звучала гармонь. Нередко партизаны в ходе рейдов по вражеским гарнизонам отбивали вместе с оружием и музыкальные инструменты.
В директиве № 220 Главного политуправления Красной Армии говорилось: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В каждой роте надо иметь запевал, гармонистов и гармонь».
В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!”. И даже существовал лозунг “В каждую роту – гармонь!”.
В 1942 году по ходатайству Политуправления Советской Армии наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов.
Воспоминания Александра Терентьевича Макушева, ветерана Великой Отечественной войны, автора книги «Расскажи, гармонь»: «Тёркины-гармонисты балагуры неизменно были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках. Многие гармонисты были отличными разведчиками. К сожалению, находясь на переднем крае борьбы, они погибали от вражеских пуль...».
Добрым словом поминал гармонь и Георгий Константинович Жуков в своей знаменитой книге «Воспоминания и размышления»: «При подготовке операции войск степного фронта мне пришлось познакомиться с командующим 53-й армией генералом И.М. Манагаровым. А когда была кончена работа и мы сели ужинать, он взял в руки баян и прекрасно сыграл ряд очень весёлых вещей. Усталость как рукой сняло. Я глядел на него и думал: таких командиров очень любят бойцы и идут за ним в огонь и в воду. Я поблагодарил Манагарова за отличную игру на баяне, чему, кстати, всегда завидовал...».
В тылу гармонь значила не меньше, помогала в работе, отвлекала от проблем, поднимала дух. Под ее звуки провожали на фронт и встречали с Победой. Это бесспорно народный инструмент – инструмент Победы.